Проблема профессиональной подготовки студентов в вузе в современных условиях является актуальной.
Одним из важных путей решения этой проблемы является формирование конкурентоспособной личности.
Раньше, в эпоху довольно стабильных условий экономической, политической и социальной жизни, количество нужных специалистов в различных областях человеческой деятельности планировалось заранее и на определенное время вперед. Но с выходом России на мировой уровень профессионального взаимодействия стало сложно прогнозировать востребованность тех или иных профессий и количество необходимых специалистов в той или иной области человеческой деятельности. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, успех на рынке рождается в конкуренции, в том числе и между вузами.
Качество подготовки и конкуренция между вузами требует в современных условиях подготовки конкурентоспособных специалистов. Работодатели, будучи заинтересованными в способных и знающих работниках, обращают особое внимание на диплом вуза, который должен обеспечивать качественную подготовку специалиста. Такой диплом является, во-первых, свидетельством профессиональной компетентности его обладателя, а во-вторых, достоверно подтверждает способности владельца, который успешно справился со сложной академической программой.
Высшее образование является едва ли не единственным товаром, где рост качества сопровождается увеличением издержек не только производства, которые включаются в цену, но и потребления. Ясно, что с этой точки зрения повышение уровня преподавания и требований к студентам может привести к потере части студентов, которые предпочтут получение диплома более легким способом в других вузах.
Массовый спрос на высшее образование, приводит сегодня к возникновению «рынка продавцов», где вузы имеют возможность диктовать свои условия, а рыночный контроль качества их продукции становится менее эффективным. Это обуславливает рост числа мест в вузах, на места, оплачиваемые самими студентами.
Ни для студентов, ни для работодателей не может быть секретом, что при быстром наращивании мест в вузах на практически неизменных мощностях и на фоне незначительных кадровых изменений вуза, качество образования не может не упасть, поэтому в вузе необходимо формировать конкурентоспособность личности студентов.
В последние годы рынок труда выдвигает особые требования к знаниям выпускников вузов.
И.З.Гликман проанализировал объявления различных предприятий с приглашением на работу и выявил, в каких качествах будущих работников заинтересованы предприятия:
1. Толковый, внимательный, грамотный, разумный и профессионально образованный человек.
2. Опытный пользователь персонального компьютера.
3. Человек, отличающийся широтой взглядов.
4. Обладающий полезными и здоровыми привычками, исполнительный, дисциплинированный работник; с огромным уважением к точности.
5. Мастер-производственник высокого класса.
6. Человек долга, ответственный, порядочный и обязательный.
7. Физически здоровый.
8. Терпеливый, стрессоустойчивый, коммуникабельный, умеющий работать в коллективе и сотрудничать с окружающими, эффективный участник коллективного производственного процесса.
9. Умеющий ясно говорить, вести переговоры и договариваться, доброжелательный и заботливый товарищ.
10. Мобильный, стремящийся учиться новому и легко обучаемый.
11. Человек творческий, способный решать нестандартные задачи, лучше увлеченный передовой техникой рационализатор-активист.
12. Экономный, бережливый и расчетливый участник производства; имеющий организаторские навыки.
13. Человек активный и предприимчивый [1, с.8].
Получился список качеств личности будущих работников, который представляет собой своеобразный портрет конкурентоспособной личности.
Иными словами: набор соответствующих характеристик (знаний, умений, навыков, личностных черт и ценностей, профессиональных интересов и иных мотивов поведения и т.д.), призванных обеспечить достаточно уверенную ориентацию молодого специалиста в условиях рыночной действительности с ее специфическим спросом на те или иные профессии и конкретными требованиями к специалистам.
В условиях рыночной экономики перед каждым человеком стоит задача активно, разумно и грамотно включиться в рыночные отношения и конкурентную борьбу и активно в них существовать.
Конкуренцию и конкурентоспособность рассматривают с разных точек зрения – экономической, биологической, психологической, педагогической.
Под конкуренцией в экономике понимается антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Биологическая конкуренция — активное соревнование между особями одного или разных видов за средства существования и условия размножения [2, с.27]. По определению И. И. Шмальгаузена, конкуренция — одна из форм борьбы за существование.
Дж. Грейсон определяет характеристики конкурентоспособности: развитая потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осознания собственных способностей и возможностей [3, с.36].
А. Г.Асмолов определяет психологические черты конкурентоспособной личности - сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой [4, с.532].
Поэтому, необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться и успешно позиционировать себя на рынке труда.
В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических дисциплинах (понимание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п., связанного в большей степени с целью самого бизнеса — получения прибыли), современные педагоги-исследователи (Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно».
Таким образом, формируя конкурентоспособность личности, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:
· систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;
· профессиональную направленность личности;
· систему целеполагания;
· самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.
По мнению Л.М.Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятельность и поведение в динамических ситуациях, обладающей новым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [4, с.115].
Анализируя требования работодателей, предъявляемые к конкурентоспособной личности и сравнивая их выводами педагогов-исследователей о формировании конкурентоспособности личности можно проследить сходство в большинстве позиций. И работодатели, и педагоги- исследователи понимают под конкурентоспособностью систему устойчивых личностных качеств (внимательность, порядочность, стрессоустойчивость и др.); отмечают наличие профессиональных качеств (профессиональную образованность, опыт, грамотность и др.); определяют систему целеполагания (дисциплинированность, исполнительность, ответственность и др.); предполагают развитие самосознания (активность, обучаемость, предприимчивость и др.). Характеризуя конкурентоспособного специалиста, работодатели шире рассматривают личностные качества, включая аспект физического здоровья специалиста, необходимый для эффективного позиционирования на рынке труда. Задача вуза при подготовке конкурентоспособной личности заключается в необходимости учета требований, как педагогов-исследователей, так и работодателей, при этом должна быть разработана оптимальная модель конкурентоспособной личности, удовлетворяющая требованиям обеих сторон.
В последнее десятилетие стали появляться работы, посвященные вопросам формирования конкурентоспособности личности у будущих специалистов разных специальностей, в частности, менеджеров, сотрудников правоохранительных органов, руководителей разного рода предприятий и организаций. Но, к сожалению, не в полной мере разработана проблема формирования конкурентоспособности личности у студентов педагогических специальностей.
Формирование конкурентоспособности личности у студентов педагогических специальностей в вузе будет успешным, если создать следующие педагогические условия: осознание студентами важности профессиональной деятельности педагога и усвоение ими соответствующих теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для ее осуществления; обеспечение максимального использования теоретического, практического и нравственно-психологического направлений деятельности вуза по формированию конкурентоспособности будущих педагогов; формирование у студентов мотивационно-ценностного отношения к овладению профессией педагога.
В своей профессиональной деятельности педагог выполняет различные педагогические роли: участника совместной деятельности детей и взрослых и одновременно ведущего организатора деятельности; роль помощника своих учащихся в решении их проблем и роль наставника семьи; роль конфликтолога и роль аниматора; роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя различные инициативы учащихся и молодежи.
Весь спектр профессиональной деятельности педагога связан с необходимостью проявления собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно, а это невозможно без качественной подготовки в вузе.
Важными компонентами формирования конкурентоспособной личности будущих педагогов, как результата качественной подготовки специалистов, на наш взгляд являются:
- формы организации аудиторной (лекции, конференции, консультации и др.) и внеаудиторной работы студентов (дипломные работы, формы организации НИРС, педагогическая практика и др.);
- методы обучения (объяснительно-интеллектуальный, репродуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский и др.) и воспитания (метод формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности).
Литература:
1. Журнал «Инновации в образовании» №12, 2007г., И.З.Гликман «Нужно ли школе производство?» с.4-14
2. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.заведений / Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.; Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 336с.
3. Грейсон, Дж., О Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М., 1991. - 172 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002. - 767 с.
5. Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.; Воронеж, 2002, 400 с.
|