Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 91
Главная » 2009 » Август » 28 » Конкурентоспособность будущего педагога
Конкурентоспособность будущего педагога
14:48

Проблема профессиональной подготов­ки студентов в вузе в современных условиях является актуальной. Одним из важных путей решения этой проблемы является формирование конкурентоспособной личности.

Раньше, в эпоху довольно стабильных условий экономической, политической и социальной жизни, количество нужных специ­алистов в различных областях человеческой деятельности плани­ровалось заранее и на определенное время вперед. Но с выходом России на мировой уровень профессионального взаимодействия стало сложно прогнозировать востребованность тех или иных профессий и количество необходимых спе­циалистов в той или иной области человеческой деятельности. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, успех на рынке рождается в конкуренции, в том числе и между вузами.  

Качество подготовки и конкуренция между вузами требует в современных условиях подготовки конкурентоспособных специалистов. Работодатели, будучи заинтересо­ванными в способных и знающих ра­ботниках, обращают особое внимание на диплом вуза, который должен обеспечивать качественную подготовку специалиста. Такой диплом является, во-первых, свидетельством профессио­нальной компетентности его облада­теля, а во-вторых, достоверно под­тверждает способности владельца, который успешно справился со сложной академической програм­мой.

Высшее образование является едва ли не единственным товаром, где рост качества сопровож­дается увеличением издержек не толь­ко производства, которые включают­ся в цену, но и потребления. Ясно, что с этой точки зрения повышение уров­ня преподавания и требований к сту­дентам может привести к потере части сту­дентов, которые предпочтут получе­ние диплома более легким способом в других вузах.

Массовый  спрос на высшее образование, приводит сегодня к возникновению «рынка продавцов», где вузы имеют возмож­ность диктовать свои условия, а ры­ночный контроль качества их продук­ции становится менее эффективным. Это обуславливает  рост числа мест в вузах, на места, оплачивае­мые самими студентами.

Ни для сту­дентов, ни для работодателей не может быть секретом, что при быс­тром наращивании мест в вузах на практически неизменных мощностях и на фоне незначительных кадровых изменений вуза, качество обра­зования не может  не упасть, поэтому в вузе необходимо формировать конкурентоспособность личности студентов.

В последние годы рынок труда выдвигает особые требования к зна­ниям выпускников вузов.

И.З.Гликман проанализи­ровал объявления различных предприятий  с приглашением на работу и выявил, в каких ка­чествах будущих работников заинтересованы предприятия: 

1.     Толковый, внимательный, грамотный, разумный и профессиональ­но образованный человек.

2.     Опытный пользователь персонального компьютера.

3.     Человек, отличающийся широтой взглядов.

4.     Обладающий полезными и здоровыми привычками, исполнитель­ный, дисциплинированный работник; с огромным уважением к точности.

5.     Мастер-производственник высокого класса.

6.     Человек долга, ответственный, порядочный и обязательный.

7.     Физически здоровый.

8.     Терпеливый, стрессоустойчивый, коммуникабельный, умеющий работать в коллективе и сотрудничать с окружающими, эффективный участник коллективного производственного процесса.

9.     Умеющий ясно говорить, вести переговоры и договариваться, доброжелательный и заботливый товарищ.

10. Мобильный, стремящийся учиться новому и легко обучаемый.

11. Человек творческий, способный решать нестандартные задачи,    лучше увлеченный передовой техникой рационализатор-активист.

12. Экономный, бережливый и расчетливый участник производства; имеющий организаторские навыки.

13. Человек активный и предприимчивый [1, с.8].

Получился список качеств личности будущих работников, который представляет собой своеобразный портрет конкурентоспособной личности.

Иными словами: набор соответствующих характеристик (знаний, умений, навыков, личностных черт и ценностей, профессиональных интересов и иных мотивов поведения и т.д.), призванных обеспечить достаточно уверенную ориентацию молодого специалиста в условиях рыночной действительности с ее специфическим спросом на те или иные профессии и конкретными требованиями к специалистам.

В условиях рыночной экономики перед каждым человеком стоит задача активно, разумно и грамотно включиться в рыночные отно­шения и конкурентную борьбу и активно в них существовать.

Конкуренцию и конкурентоспособность рассматривают с разных точек зрения – экономической, биологической, психологической, педагогической.

Под конкуренцией в экономике понимается антагонистическая борьба меж­ду частными производителями за более выгодные условия про­изводства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Биологическая конкурен­ция — активное соревнование между особями одного или раз­ных видов за средства существования и условия размножения [2, с.27]. По определению И. И. Шмальгаузена, конкуренция — одна из форм борьбы за существование.

Дж. Грейсон определяет характеристики конкурентоспособности:  развитая потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осозна­ния собственных способностей и возможностей [3, с.36].

А. Г.Асмолов определяет психологические черты конкурентоспособной личности - сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой [4, с.532].

Поэтому, необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться и успешно позиционировать себя на рынке труда.

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических дисциплинах   (пони­мание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п., связанного в боль­шей степени с целью самого бизнеса — получения прибыли), современные педагоги-исследователи (Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально,  нравственно».

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

·        систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

·        профессиональную направленность личности;

·        систему целеполагания;

·        самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятель­ность и поведение в динамических ситуациях, обладающей но­вым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [4, с.115]. 

Анализируя требования работодателей, предъявляемые к конкурентоспособной личности и сравнивая их выводами педагогов-исследователей о формировании конкурентоспособности личности можно проследить сходство в большинстве позиций. И работодатели, и педагоги- исследователи понимают под конкурентоспособностью систему устойчивых личностных качеств (внимательность, порядочность, стрессоустойчивость и др.); отмечают наличие профессиональных качеств (профессиональную образованность, опыт, грамотность и др.); определяют систему целеполагания (дисциплинированность, исполнительность,  ответственность и др.); предполагают развитие самосознания (активность, обучаемость, предприимчивость и др.). Характеризуя конкурентоспособного специалиста, работодатели шире рассматривают личностные качества, включая аспект физического здоровья специалиста, необходимый для эффективного позиционирования на рынке труда. Задача вуза при подготовке конкурентоспособной личности  заключается в необходимости учета требований, как педагогов-исследователей, так и работодателей, при этом должна быть разработана оптимальная модель конкурентоспособной личности, удовлетворяющая требованиям обеих сторон.

В последнее десятилетие стали появляться работы, посвящен­ные вопросам формирования конкурентоспособности личности у будущих специалистов разных специальностей, в част­ности, менеджеров, сотрудников правоохранительных органов, руководителей разного рода предприятий и организаций. Но, к сожалению, не в полной мере разработана проблема формирования конкурентоспособности личности у студентов педагогических специальностей.

Формирование конкурентоспособности личности у студентов педагогических специальностей в вузе будет успешным, если создать сле­дующие педагогические условия: осознание студентами важности профессиональной деятельности педагога и усвоение ими соответствующих теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для ее осуществления; обеспечение максимального использования теоретического, практического и нравственно-пси­хологического направлений деятельности вуза по формированию конкурентоспособности будущих педаго­гов; формирование у студентов мотивационно-ценностного отно­шения к овладению профессией педагога.

В своей профессиональной  де­ятельности педагог выполняет различ­ные педагогические роли: учас­тника совместной деятельности детей и взрослых и одновременно ведущего организатора деятельности; роль помощника своих уча­щихся в решении их проблем и роль наставника семьи;  роль конфликтолога и роль анима­тора; роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя различные инициа­тивы учащихся и молодежи.

Весь спектр профессиональной деятельности педагога связан с необходимостью проявления собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально,  нравственно, а это невозможно без качественной подготовки в вузе.

Важными компонентами формирования конкурентоспособной личности будущих педагогов, как результата качественной подготовки специалистов, на наш взгляд являют­ся:

- формы организации аудиторной (лекции, конференции, кон­сультации и др.) и внеаудиторной работы студентов (дипломные ра­боты, формы организации НИРС, педагогическая практика и др.);

- методы обучения (объяснительно-интеллектуальный, репро­дуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский и др.) и воспитания (метод формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта обще­ственного поведения, методы стимулирования поведения и де­ятельности).

 

Литература:

1.     Журнал «Инновации в образовании» №12, 2007г., И.З.Гликман «Нужно ли школе производство?» с.4-14

2.     Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.заведений / Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.; Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 336с.

3.     Грейсон, Дж., О Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М., 1991. - 172 с.

4.     Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002. - 767 с.

5.     Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.; Воронеж, 2002, 400 с.

 

Просмотров: 11308 | Добавил: Tatiana | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 211 2 3 »
21 Olimpuxlon  
0
С великим удовольствием делимся новостью о релизе новаторской версии мобильного приложения от БК Олимп для Android! Это обновление изменит ваш подход к ставкам на спорт, делая процесс простым и быстрым. <a href=https://olimpbet-apk.ru/>olimpbet-apk.ru</a> и вы получите легкий доступ к широкому ассортименту спортивных мероприятий, доступных для ставок прямо с вашего мобильного. Расширенные функции управления профилем, интуитивный дизайн для упрощения навигации и значительное повышение скорости приложения обещают выдающийся опыт. Присоединяйтесь к сообществу довольных клиентов и наслаждайтесь ставками где бы вы ни находились, когда захотите. Установите последнюю версию приложения БК Олимп немедленно и выходите на новый уровень ставок с комфортом и стилем!

20 Airpodslwd  
0
Привет. Искали где <a href=https://pro-buy.ru/>купить реплику наушников Airpods PRO в Москве</a>? Наилучшие беспроводные наушники в Москве. Копия оригинальных AirPods с шумоподавлением со скидкой. Надежные гарнитуры по низким ценам. Доставка по России.

19 Olimpqcqel  
0
Здравствуйте. С радостью информируем о релизе улучшенного приложения букмекерской Олимп! <a href=https://best-olimp-app.ru/>Приложение Olimp</a> доступное для игроков! Приложение теперь более удобнее и функциональнее, предоставляя доступ к широкому спектру ставок на спорт прямо с вашего мобильного устройства. С последним обновлением вы имеете расширенные функции управления вашим счетом, переработанный дизайн для более интуитивного пользования, а также улучшенную скорость работы. Подключайтесь к удовлетворенным пользователям и делайте свои ставки с удовольствием и удобством в любом месте и в любое время. Загрузите актуальную версию приложения букмекерской конторы прямо сейчас и играйте вместе с Олимп!

18 ppu-prof_Or  
0
Наша группа искусных специалистов готова предоставить вам инновационные приемы, которые не только предоставят прочную протекцию от холодных воздействий, но и подарят вашему зданию оригинальный вид.
Мы трудимся с последними веществами, обеспечивая долгосрочный продолжительность службы и выдающиеся результирующие показатели. Изолирование фасада – это не только сбережение на отапливании, но и заботливость о природной среде. Энергосберегающие инновации, которые мы используем, способствуют не только дому, но и поддержанию природной среды.
Самое центральное: <a href=https://ppu-prof.ru/>Цена м2 утепление фасада дома</a> у нас начинается всего от 1250 рублей за кв. м.! Это доступное решение, которое изменит ваш резиденцию в подлинный тепличный уголок с скромными затратами.
Наши пособия – это не всего лишь утепление, это разработка области, в котором каждый компонент преломляет ваш личный манеру. Мы рассмотрим все твои требования, чтобы переделать ваш дом еще еще больше приятным и привлекательным.
Подробнее на <a href=https://ppu-prof.ru/>http://ppu-prof.ru</a>
Не откладывайте занятия о своем ларце на потом! Обращайтесь к исполнителям, и мы сделаем ваш домик не только комфортнее, но и моднее. Заинтересовались? Подробнее о наших проектах вы можете узнать на интернет-портале. Добро пожаловать в сферу гармонии и качества.

17 LeonApkmirl  
0
Привет. <a href=https://leon.ru/android/>Леон букмекерская не работает</a> и с чем связана данная проблема я не знаю. Но лучше поискать другой источник для скачивания данной программы. Тут тратить свое время не советую.

16 Kuzovdmr  
0
Привет. <a href=https://kuzovdetali.by/>https://kuzovdetali.by/</a> - большой ассортимент запчастей и подбор автозапчастей для кузова автомобиля. Переходите в интернет-магазин для заказа новых и оригинальных запчастей на машины. Гарантия и доставка по Минску и областям.

15 Kuzovmirl  
0
Приветствую. <a href=https://kuzovzap.by/>kuzovzap.by</a> - новые оригинальные товары для авто. Гарантия и доставка по городам РБ. Большой ассортимент товаров в магазине. Подбор автозапчастей из европы. Перейдите на сайт для заказа автозапчастей.

14 Kuzovmirl  
0
Здравствуйте. <a href=https://kuzovzap.by/>kuzovzap.by</a> - новые оригинальные запчасти для автомобиля. Гарантия и доставка по Минску и РБ. Широкий ассортимент товаров на сайте интернет-магазина. Подбор автозапчастей для любой марки. Перейдите на сайт для заказа автозапчастей.

13 KuzovZapmr  
0
Всем привет. <a href=https://kuzovzap.by/>kuzovzap.by</a> - новые оригинальные запчасти для авто. Гарантия и доставка по городам и областям Беларуси. Большой ассортимент запчастей на сайте. Подбор автозапчастей для иномарок. Переходите на сайт для заказа товаров.

12 Financmirl  
0
Здравствуйте! Возник вопрос про займ? Предоставляем стабильный источник финансовой помощи - <a href=https://financedirector.by/>financedirector.by</a>. Вы можете получить финансирование в долг без лишних вопросов и документов? Тогда обратитесь к нам! Мы предлагаем привлекательные условия займа, быстрое решение и гарантию конфиденциальности. Не откладывайте свои планы и мечты, воспользуйтесь предложенным предложением прямо сейчас!

1-10 11-20 21-21
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz