Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 87
Главная » 2009 » Август » 28 » Конкурентоспособность будущего педагога
Конкурентоспособность будущего педагога
14:48

Проблема профессиональной подготов­ки студентов в вузе в современных условиях является актуальной. Одним из важных путей решения этой проблемы является формирование конкурентоспособной личности.

Раньше, в эпоху довольно стабильных условий экономической, политической и социальной жизни, количество нужных специ­алистов в различных областях человеческой деятельности плани­ровалось заранее и на определенное время вперед. Но с выходом России на мировой уровень профессионального взаимодействия стало сложно прогнозировать востребованность тех или иных профессий и количество необходимых спе­циалистов в той или иной области человеческой деятельности. Сегодня, в эпоху рыночных отношений, успех на рынке рождается в конкуренции, в том числе и между вузами.  

Качество подготовки и конкуренция между вузами требует в современных условиях подготовки конкурентоспособных специалистов. Работодатели, будучи заинтересо­ванными в способных и знающих ра­ботниках, обращают особое внимание на диплом вуза, который должен обеспечивать качественную подготовку специалиста. Такой диплом является, во-первых, свидетельством профессио­нальной компетентности его облада­теля, а во-вторых, достоверно под­тверждает способности владельца, который успешно справился со сложной академической програм­мой.

Высшее образование является едва ли не единственным товаром, где рост качества сопровож­дается увеличением издержек не толь­ко производства, которые включают­ся в цену, но и потребления. Ясно, что с этой точки зрения повышение уров­ня преподавания и требований к сту­дентам может привести к потере части сту­дентов, которые предпочтут получе­ние диплома более легким способом в других вузах.

Массовый  спрос на высшее образование, приводит сегодня к возникновению «рынка продавцов», где вузы имеют возмож­ность диктовать свои условия, а ры­ночный контроль качества их продук­ции становится менее эффективным. Это обуславливает  рост числа мест в вузах, на места, оплачивае­мые самими студентами.

Ни для сту­дентов, ни для работодателей не может быть секретом, что при быс­тром наращивании мест в вузах на практически неизменных мощностях и на фоне незначительных кадровых изменений вуза, качество обра­зования не может  не упасть, поэтому в вузе необходимо формировать конкурентоспособность личности студентов.

В последние годы рынок труда выдвигает особые требования к зна­ниям выпускников вузов.

И.З.Гликман проанализи­ровал объявления различных предприятий  с приглашением на работу и выявил, в каких ка­чествах будущих работников заинтересованы предприятия: 

1.     Толковый, внимательный, грамотный, разумный и профессиональ­но образованный человек.

2.     Опытный пользователь персонального компьютера.

3.     Человек, отличающийся широтой взглядов.

4.     Обладающий полезными и здоровыми привычками, исполнитель­ный, дисциплинированный работник; с огромным уважением к точности.

5.     Мастер-производственник высокого класса.

6.     Человек долга, ответственный, порядочный и обязательный.

7.     Физически здоровый.

8.     Терпеливый, стрессоустойчивый, коммуникабельный, умеющий работать в коллективе и сотрудничать с окружающими, эффективный участник коллективного производственного процесса.

9.     Умеющий ясно говорить, вести переговоры и договариваться, доброжелательный и заботливый товарищ.

10. Мобильный, стремящийся учиться новому и легко обучаемый.

11. Человек творческий, способный решать нестандартные задачи,    лучше увлеченный передовой техникой рационализатор-активист.

12. Экономный, бережливый и расчетливый участник производства; имеющий организаторские навыки.

13. Человек активный и предприимчивый [1, с.8].

Получился список качеств личности будущих работников, который представляет собой своеобразный портрет конкурентоспособной личности.

Иными словами: набор соответствующих характеристик (знаний, умений, навыков, личностных черт и ценностей, профессиональных интересов и иных мотивов поведения и т.д.), призванных обеспечить достаточно уверенную ориентацию молодого специалиста в условиях рыночной действительности с ее специфическим спросом на те или иные профессии и конкретными требованиями к специалистам.

В условиях рыночной экономики перед каждым человеком стоит задача активно, разумно и грамотно включиться в рыночные отно­шения и конкурентную борьбу и активно в них существовать.

Конкуренцию и конкурентоспособность рассматривают с разных точек зрения – экономической, биологической, психологической, педагогической.

Под конкуренцией в экономике понимается антагонистическая борьба меж­ду частными производителями за более выгодные условия про­изводства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли. Биологическая конкурен­ция — активное соревнование между особями одного или раз­ных видов за средства существования и условия размножения [2, с.27]. По определению И. И. Шмальгаузена, конкуренция — одна из форм борьбы за существование.

Дж. Грейсон определяет характеристики конкурентоспособности:  развитая потребность в достижении успеха и уверенность в своих силах на основе осозна­ния собственных способностей и возможностей [3, с.36].

А. Г.Асмолов определяет психологические черты конкурентоспособной личности - сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой [4, с.532].

Поэтому, необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться и успешно позиционировать себя на рынке труда.

В отличие от определения конкурентоспособности, принятого в экономических дисциплинах   (пони­мание конкурентоспособности как соперничества, приоритета, успешности, занятия лидерской позиции и т. п., связанного в боль­шей степени с целью самого бизнеса — получения прибыли), современные педагоги-исследователи (Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.) предлагают под конкурентоспособностью понимать «способность максимального расширения собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально,  нравственно».

Таким образом, формируя конкурентоспособность личности, вышеперечисленные авторы считают необходимым формировать:

·        систему устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности;

·        профессиональную направленность личности;

·        систему целеполагания;

·        самосознание личности как представителя определенной профессиональной общности.

По мнению Л.М.Митиной, «развитие конкурентоспособной личности — это развитие рефлексивной личности, способной организовывать свою деятель­ность и поведение в динамических ситуациях, обладающей но­вым стилем мышления, нетрадиционными подходами к решению проблем, адекватным реагированием в нестандартных ситуациях» [4, с.115]. 

Анализируя требования работодателей, предъявляемые к конкурентоспособной личности и сравнивая их выводами педагогов-исследователей о формировании конкурентоспособности личности можно проследить сходство в большинстве позиций. И работодатели, и педагоги- исследователи понимают под конкурентоспособностью систему устойчивых личностных качеств (внимательность, порядочность, стрессоустойчивость и др.); отмечают наличие профессиональных качеств (профессиональную образованность, опыт, грамотность и др.); определяют систему целеполагания (дисциплинированность, исполнительность,  ответственность и др.); предполагают развитие самосознания (активность, обучаемость, предприимчивость и др.). Характеризуя конкурентоспособного специалиста, работодатели шире рассматривают личностные качества, включая аспект физического здоровья специалиста, необходимый для эффективного позиционирования на рынке труда. Задача вуза при подготовке конкурентоспособной личности  заключается в необходимости учета требований, как педагогов-исследователей, так и работодателей, при этом должна быть разработана оптимальная модель конкурентоспособной личности, удовлетворяющая требованиям обеих сторон.

В последнее десятилетие стали появляться работы, посвящен­ные вопросам формирования конкурентоспособности личности у будущих специалистов разных специальностей, в част­ности, менеджеров, сотрудников правоохранительных органов, руководителей разного рода предприятий и организаций. Но, к сожалению, не в полной мере разработана проблема формирования конкурентоспособности личности у студентов педагогических специальностей.

Формирование конкурентоспособности личности у студентов педагогических специальностей в вузе будет успешным, если создать сле­дующие педагогические условия: осознание студентами важности профессиональной деятельности педагога и усвоение ими соответствующих теоретических знаний, умений и навыков, необходимых для ее осуществления; обеспечение максимального использования теоретического, практического и нравственно-пси­хологического направлений деятельности вуза по формированию конкурентоспособности будущих педаго­гов; формирование у студентов мотивационно-ценностного отно­шения к овладению профессией педагога.

В своей профессиональной  де­ятельности педагог выполняет различ­ные педагогические роли: учас­тника совместной деятельности детей и взрослых и одновременно ведущего организатора деятельности; роль помощника своих уча­щихся в решении их проблем и роль наставника семьи;  роль конфликтолога и роль анима­тора; роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглавляя различные инициа­тивы учащихся и молодежи.

Весь спектр профессиональной деятельности педагога связан с необходимостью проявления собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально,  нравственно, а это невозможно без качественной подготовки в вузе.

Важными компонентами формирования конкурентоспособной личности будущих педагогов, как результата качественной подготовки специалистов, на наш взгляд являют­ся:

- формы организации аудиторной (лекции, конференции, кон­сультации и др.) и внеаудиторной работы студентов (дипломные ра­боты, формы организации НИРС, педагогическая практика и др.);

- методы обучения (объяснительно-интеллектуальный, репро­дуктивный, метод проблемного изложения, исследовательский и др.) и воспитания (метод формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта обще­ственного поведения, методы стимулирования поведения и де­ятельности).

 

Литература:

1.     Журнал «Инновации в образовании» №12, 2007г., И.З.Гликман «Нужно ли школе производство?» с.4-14

2.     Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. Пособие для студ. высш. пед.заведений / Л.М.Митина, Ю.А.Кореляков, Г.В.Шавырина и др.; Под ред. Л.М.Митиной. – М.: Издательский центр «Академия»,2005. – 336с.

3.     Грейсон, Дж., О Делл, К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М., 1991. - 172 с.

4.     Асмолов, А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М., 2002. - 767 с.

5.     Митина, Л. М. Психология развития конкурентоспособной личности. – М.; Воронеж, 2002, 400 с.

 

Просмотров: 8899 | Добавил: Tatiana | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 1
0
1 BranielaReks  
Советую для ознакомления пару платформ. На них присутствует информации по поиску работы, свежие факты в мире. http://novostnoikonvoi.ru - 1 городская детская больница вакансии| . Познакомитесь с жизнью в Америке.

криштиану роналдо новости последние, http://bestporno.pw/11792-Sex-Almatyi.html - sex алматы, газета русская реклам, газета новости евраза качканар.
вакансии прикладная математика,хостелы санкт петербурга вакансии, вакансии диспетчера спб, пумб вакансии.
шоу биз новости мира, шатки новости, гтрк вятка новости онлайн, москва новости недели.
Вот ресурс http://investrubl.ru
быстрые новости спорта, связьтранснефть новости, новости матросской тишины, вести волгоград последние новости.
вершина вкуса вакансии,москва запад вакансии, вакансии продавец консультант волжский, завод тойота шушары вакансии 2013.
отрк костанай новости, красноярская гэс новости, сайт астраханские новости, новости футбола казахстана 2011.
20/10/15

Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2009  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  •  
     
    Copyright MyCorp © 2020
    Создать бесплатный сайт с uCoz