Манипулирование в деловом общении
Обычно о манипулировании говорят в технике, когда человек осуществляет ручное управление машиной. О манипулировании часто говорят в медицине, когда врач осуществляет медицинские манипуляции на теле пациента, чтобы вылечить его. Наконец, о манипулировании говорят в кукольном театре, когда актер вручную манипулирует куклами, привязанными на ниточках. Куклы повторяют облик человека, но не имеют внутреннего духовного содержания: у них нет собственных желаний, направляющих их активность. В качестве активного субъекта, регулирующего их «действия», выступает человек. Если имеют в виду человеческое взаимодействие и общение, о манипулировании говорят с негативным оттенком, предполагая что-то уничижительное, обидное, снижающее статус человека и разрушающее человеческое достоинство. Ведь в случае манипулирования происходит то же самое, что в кукольном театре. Только в роли «куклы» выступает один из двух общающихся людей. Первый (манипулятор) управляет вторым, не принимая в расчет его интересы, цели и желания, руководствуясь только своими побудительными мотивами. «Я заставляю его делать то, что нужно мне. А то, что нужно ему, меня не интересует», — обычно так говорит манипулятор, но говорит про себя. Обычно манипулятор старается действовать скрыто, осторожно, не объясняя свои истинные намерения и придавая своим действиям совсем другой смысл: «Я делаю то, что тебе самому нужно, только ты об этом не знаешь!».
Цели манипулятора просты и очевидны:
♦ корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека («Ты — средство в достижении моих целей»);
♦ самоутверждение («Я — сильный, а ты — слабый»). Критериями, свидетельствующими о том, что манипулирование имеет место, выступают ситуации: · когда один человек запугивает другого и стремится вызвать в нем переживания страха («Если ты этого не сделаешь, то...»); · когда манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда другой ни в чем не виноват («Ты сам подумай: именно ты один во всем виноват!»); · когда один человек пытается сделать так, чтобы другой почувствовал подавленность, неуверенность в себе и снижение самооценки («Я уверен, что я — хороший, а ты — плохой. Ты должен тоже так думать»); · когда первый вызывает в другом чувство навязанного долга («Ты должен, а хочешь ты или нет, не имеет значения»). В роли «жертвы» часто выступает открытый и добрый человек, который долго не может поверить в то, что его используют. Да, манипулируют чаще всего хорошими, добрыми и гуманными людьми. И то, что они — «добыча» для манипулятора, еще не причина, чтобы они освобождались от своей доброты и становились злыми и закрытыми. Доброта приносит человеку удовольствие в жизни: он счастлив, когда может кому-то помочь, он умеет искренне радоваться и преданно любить. Манипулятор не умеет искренне, по-человечески общаться, не зная реального общения и не чувствуя от этого радости. Этой «самой большой роскоши, которой является человеческое общение», у манипулятора нет. Манипулятора можно пожалеть. Но от него надо уметь защищаться. Защита от манипулирования. Чтобы защититься от манипулирования со стороны другого человека, необходимо укрепить свою жизненную позицию и освоить некоторые техники общения. Жизненная позиция должна быть активной и заключаться в стремление не только помогать людям, но и осуществлять собственные желания, добиваться своих целей, стремиться к реализации своих интересов. Желание реализоваться в жизни, не только отдать, но и получить — это не эгоизм, а обязательное условие нормального, полноценного человеческого существования. Важно чаще спрашивать себя: «Что я имею в результате общения с этим человеком? Я отдаю ему свое время и силы, помогаю ему и забочусь о нем. А что он делает для меня? И то, что он делает, приятно мне? Приносит ли это мне самому радость и удовлетворение?» С человеком, который пытается манипулировать вами, желательно строить отношения на равных и постоянно контролировать, отслеживать, чтобы это равенство не нарушалось ни в одну, ни в другую сторону. Если вы хотя бы немного «зазевались», манипулятор мгновенно начинает строить отношения, которые удобны и полезны только ему и неудобны и вредны вам.
Для укрепления уверенности в себе необходимо помнить о своих человеческих правах.
Каждый отдельный человек и все люди имеют свои жизненные права:
♦ каждый человек имеет право ошибаться;
♦ каждый человек имеет право менять свое мнение и свои ценности;
♦ каждый человек имеет право говорить «нет»;
♦ каждый человек имеет право говорить: «Мне это не важно или не интересно»;
♦ каждый человек имеет право добиваться своих целей, не нанося при этом вреда другим людям.
В общении с манипулятором нужно применять техники общения, позволяющие его вовремя остановить или существенно снизить его активность. Эти коммуникативные техники состоят в том, чтобы каждый раз смело и прямо говорить: · о том, что он делает; · о том, что чувствует человек, которым манипулируют; · о том, что реально происходит в процессе взаимодействия манипулятора и «жертвы».
|